В отличие от Волги, на ГАЗели, (особенно маршрутные такси) с двигателем ЗМЗ - 4063.10 газовое оборудование устанавливается практически повсеместно. И вот к вам на диагностику прикатила ГАЗель-маршрутка с установленным на ней газовым оборудованием. Как правило, жалобы водителей одинаковы - большой расход бензина и газа и машина туповата при разгоне.
Диагностика здесь гораздо проще, чем на Волге, так как ЭБУ на этих двигателях управляет только системой зажигания, а в системе питания установлен карбюратор. Однако в этой диагностике есть свои особенности. Остальной же порядок проверки примерно такой же, как и на Волге.
Первое - проверяем высоковольтные наконечники и провода, пробитые сразу же заменяем новыми. Свечи зажигания при необходимости устанавливаем новые BRISK SUPER LR 15YC или энгельские А14ДВР, или на пе-скоструйке очищаем старые. Зазор между электродами свечей 0,7 - 0,85 мм. Включаем зажигание. Смотрим ошибки - текущие и накопленные. Сразу же должны насторожить такие ошибки как 21 - низкий уровень сигнала с ДТОЖ или 22 - высокий уровень сигнала ДТОЖ, так как выход из строя ДТОЖ на этих двигателях явление довольно частое.
Для проверки показания ДТОЖ выйдите в режим «Просмотр групп» и посмотрите, какую температуру этот датчик показывает. Пошевелите провода у разъема, если показания начинают изменяться, то виноват сам разъем или датчик. В случае необходимости замените. Попросите водителя переключиться с газа на бензин, заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. В том же режиме «Просмотр групп» посмотрите, какие показания дает датчик абсолютного давления воздуха (ДАД). На этих двигателях, в отличие от инжекторных, вместо ДМРВ установлен ДАД. От этого датчика зависит динамика машины, так как он изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель, что особенно важно при разгоне. Так вот на холостом ходу при 850 - 880 об/мин он должен давать показания примерно 300-350 Па. Увеличьте обороты путем открытия дроссельной заслонки с холостого хода до 3000 об/мин. Показания ДАЛ должны увеличиться. Если показания ДАД не изменяются, проверьте, одет ли на его штуцер шланг, соединяющий его с задроссельным пространством впускного трубопровода двигателя, а также его целостность. Если здесь все нормально, а датчик молчит, снимаем с него разъем и подключаем его к ДСТ - 6Т. Увеличьте обороты двигателя, если и в этом случае его показания не изменяются - можете его выбросить. Ради интереса можете его вскрыть, удалив заднюю пластмассовую крышку. Не удивляйтесь, если найдете там три аккуратно подпаянных резистора к выводам разъема датчика. Перед вами муляж - при этом лампочка «СЕ» не горит, а машина при разгоне абсолютно тупая. Скажу откровенно - это явление довольно частое, причем даже на новых машинах. Датчик дорогой, снять его и установить муляж дело нескольких минут, а от этого датчика зависит динамика и расход бензина.
Другой важный момент. При работе двигателя на газе угол опережения зажигания (УОЗ), для получения хорошей динамики машины и снижения расхода газа устанавливают более ранний с помощью UOZOC по сравнению с бензином (примерно - 8°). Однако при работе двигателя на газе очень часто случаются хлопки во впускной трубопровод или карбюратор, о чем я говорил выше. При этом ударная волна через вакуумный шланг проникает к ДАД, повреждает его мембрану и ДАД на холостом ходу начинает выдавать показания 400 - 450 Па, вместо положенных 300-350 Па, при этом у машины сразу же ухудшается динамика и повышается расход и бензина и газа. При таких показаниях ДАД подлежит замене. Ну вот наконец эти проблемы решены и теперь проводим настройку двигателя при работе на бензине.
С помощью ДСТ - 2М выходим в режим «Контроль исполнительных механизмов» и затем «Октан-корректор». Устанавливаем UOZOC = -1 - -2°, для этих машин при работе на бензине это нормально. Подключаем газоанализатор. С помощью винта регулировки состава смеси (винта качества), установленного на карбюраторе, выставляем СО = 1,3 - 1,5%. В этом случае у машины будет хорошая динамика и умеренный расход бензина. С бензином все завершено. Однако машина все время работает на газу и поэтому здесь есть свои нюансы. Газ, в отличие от бензина, обладает высокой детонационной стойкостью и поэтому двигатель допускает установку более ранних УОЗ по сравнению с бензином, без угрозы возникновения детонации. Это улучшает динамику машины при разгоне и снижает расход газа.
Средний УОЗ для двигателей ЗМЗ - 4063.10 работающих на газе равен примерно -8°. Однако каждый двигатель имеет свои индивидуальные особенности и поэтому для каждого такого двигателя необходимо подобрать свой оптимальный УОЗ, при работе на газе который на несколько градусов может отличаться от приведенного выше среднестатистического значения УОЗ = -8°. Как же это сделать? В качестве пассажира садимся с водителем в кабину машины. Берем с собой ДСТ - 2М. Выезжаем на трассу - на ровный горизонтальный участок дороги с асфальтированным покрытием. Подключаем ДСТ - 2М к диагностическому разъему. Выходим в режим «Контроль исполнительных механизмов» и затем «Октан-корректор». Устанавливаем средний УОЗ под газ, а именно UOZOC = -8°. Просим водителя начать разгон. Как только скорость на 3-ей передаче будет равна 40 км/ч, просим водителя до конца резко нажать на газ - педаль газа в пол. Машина начинает интенсивно разгоняться. Запомните этот момент. Затем с помощью ДСТ - 2М начинаем изменять UOZOC через каждые 0,5° в сторону увеличения и уменьшения УОЗ. Например, -8,5°; -9°; -9,5°; -10°. При каждом таком измененном УОЗ водитель должен опять снизить скорость на третьей передаче до 40 км/ч, затем - педаль газа в пол и вы вместе с водителем оцениваете динамику разгона. Затем из всех этих разных заездов вы выбираете оптимальный УОЗ, с точки зрения динамики, его же затем и сохраняете в памяти ЭБУ. Водителя предупреждаете, что УОЗ установлен под газ и на бензине он может только заводить и прогревать двигатель, а ездить на бензине с таким УОЗ не рекомендуется, так как будет сильная детонация, нежелательная для двигателя. Все, водитель маршрутки после такой регулировки - ваш постоянный клиент.
Далее
Вверх